?

Log in

No account? Create an account

О протистологическом конгрессе, эльфах, Великой Богине и, конечно, о свободной любви:)

« previous entry | next entry »
июл. 26, 2007 | 06:40 pm
location: Питер
mood: creativecreative
music: попса в интернет-кафе

Сегодня закончился Европейский протистологический конгресс, на котором у меня были и oral presentation, и poster. Ну да конгресс мало кому интересен. Напишу лучше вот о чем. Купил в Питерском универе историческую монографию Марии Гимбутас "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы", в которой подробно рассказывается об археологических исследованиях "матриархальных" обществ раннего неолита Европы (7-4 т. до н.э.). По поводу нее и будут мои "мысли".

Начнем с небольшого прикола. Цитата из данной книги: "[В реконструированных верованиях ранненеолитической Европы] Считалось, что потусторонний мир расположен на Западе и что он отделен от обычного мира большим водным пространством, которое можно пересечь на корабле". Это вам ничего не напоминает? Думаю, что Профессор знал об этом, хотя он был скорее медиевалистом:)

А теперь к делу. Весной я читал книгу, посвященную социологии "сексуальной революции" (Энтони Гидденс "Трансформация интимности"). Местами весьма эзотерическая работа, что очень характерно для гуманитариев:) Там говорилось о "двойном стандарте" в отношении сексуального поведения. То есть, например, большинство мужчин до сих пор гораздо более лояльно относятся к супружеским изменам представителей своего пола, считая их более-менее естественными. Вспоминается еще и дурацкий афоризм, приписываемый Кун Фу Цзы, про чашки и чайник: Почему женщина не может иметь многих мужей, а мужчина может иметь многих жен? Потому что естественно наливать из одного чайника в несколько чашек, но не из нескольких же чайников в одну чашку. К сожалению, многие в той или иной степени разделяют подобные взгляды. Но не стоит забывать, что они сформировались в рамках патриархальной и патрилинейной общественной системы, характерной для протоиндоевропейских обществ. То есть мужчины играли доминирующую роль в управлении и производстве, наследование привилегий, имущества происходило по отцовской линии. В рамках такой системы абсолютно естественно желание мужчины ограничивать сексуальную свободу женищин, чтобы быть уверенным в своем отцовстве. Сама патрилинейная система является следствием подчиненного положения женщин в воинственных кочевых скотоводческих племенах протоиндоевропейцев (по мнению Гимбутас).

Напротив, в мирных оседлых земледельческих племенах доиндоевропейского населения Европы женщины играли большую роль как в производственной деятельности, так и в общественной жизни. По утверждению Гимбутас, в этих обществах существовало примерное равенство полов и естественное разделение функций между ними. Женщины занимались земледелием и религией, мужчины ремеслом и торговлей. В данных условиях, по-видимому, была высока сексуальная свобода как женщин, так и мужчин. Отсюда естественно следует характерная для данных обществ матрилинейность (наследование по материнской линии), возникающая просто в силу невозможности определения отцовства:)

Это я все к тому, что не стоит забывать, что многие наши "ценности" и "моральные нормы" имеют смысл только в контексте определенной культуры. Они могли быть иными в прошлом (не принося при этом зла!), могут измениться в будущем. Очень мало универсальных ценностей (но это уже отдельный, очень сложный разговор). А сейчас все возвращается на круги своя: патриархальная система находится в состоянии распада, потому что женщины играют все большую роль во всех сферах деятельности. Отсюда с необходимостью следует уравнивание свободы женщин и мужчин в межличностном общении, причем не только в чисто сексуальном аспекте (мысль Гидденса). Межличностное общение с неизбежностью трансформируется и будет трансформироваться в будущем. Хотя бы один пример: сейчас абсолютно естественным считается вступление в брак не ради создания "экономической ячейки общества" и воспитания детей, а просто по взаимной склонности людей ("чистые отношения" по терминологии Гидденса). А ведь совсем недавно подобная мысль считалась весьма неортодоксальной. И бессмысленны попытки "размноженцев", "моралистов" и др. граждан пытаться остановить эту трансформацию. Ничего их деятельность не принесет, кроме зла. .
Метки:

Ссылка | Оставить комментарий | Поделиться

Comments {6}

Маш(а)

(без темы)

from: vigna
date: июл. 26, 2007 06:31 pm (UTC)
Ссылка

О конгрессе тоже интересно!
Насчёт трансформации понятия "семья" - мне кажется, тут большую роль сыграет развитие репродуктивных технологий. Если (или правильнее сказать "когда"?) станет возможным развитие эмбриона вне тела женщины, в искусственной системе, тогда все эти дурацкие метафоры про чашки и чайники (это ведь не только мне кажется, что они весьма биологичны, а?;) станут настоящим архаизмом.

Ответить | Ветвь дискуссии

Старый Молекулярщик

(без темы)

from: molekularshik
date: июл. 30, 2007 08:02 am (UTC)
Ссылка

Дурацкий афоризм уже давно потерял смысл с появлением контрацептивов и отделением репродуктивной функции секса от рекреативной. Внедрение же экстракорпорального эмбриогенеза приведет к окончательному уравниванию женщин и мужчин и, возможно, к полному распаду классической семьи. Воспитание детей, скорее всего, будет осуществляться в небольших коллективах взрослых, не связанных родством. Хотя это все в очень-очень далекой перспективе.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Маш(а)

(без темы)

from: vigna
date: июл. 26, 2007 06:36 pm (UTC)
Ссылка

Да, кстати, о free love я вот вспомнила такой пост: http://community.livejournal.com/carians/213764.html
вроде чем-то похоже на твои идеи, однако впечатление совсем иное. Интересно, что ты сам об этом думаешь?

Ответить | Ветвь дискуссии

Старый Молекулярщик

(без темы)

from: molekularshik
date: июл. 30, 2007 08:08 am (UTC)
Ссылка

Общее направление (отмена традиционной "этики") мне, конечно, очень нра. Отмена любых табу на секс и, соответственно, искоренение культа секса, естественное отношение к нему мне тоже нра. Но вот насчет предлагаемой системы рождения и воспитания детей я даже не знаю, что сказать. Я не уверен, что она правильна, хотя обратное аргументировать пока не могу. Видимо, потому что я весьма мало думаю о детях и некомпетентен в этих вопросах:) А ты что думаешь по поводу этого поста?

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Leandr

(без темы)

from: le_distrait
date: июл. 30, 2007 09:09 pm (UTC)
Ссылка

Да, конгресс был знатный. Все прохожие пугались людской лавины перетекавшей через Менделеевскую линию от университета в сторону ЗИНа вслед за транспарантом "European Congress of Protistology" :)

Ответить | Ветвь дискуссии

Free online games. Without ads ang register!

from: anonymous
date: авг. 24, 2008 09:34 pm (UTC)
Ссылка

Hi everybody! Here is a site about Online Gaming. You don't have to regiter to play!
Please visit us at http://iceonlinegames.com and reply to this thread to let us know any suggestions or comments you have.
Thanks!

Ответить | Ветвь дискуссии